НиЖ 2017 №6(50)ӨДТЖ (1)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КАЗАХСКОГО БАЛЕТА К 90-ЛЕТИЮ УЧЕНОГО ЛИДИИ ПЕТРОВНЫ САРЫНОВОЙ Резюме: В статье автор приводит основные ключевые моменты жизни большого ученого, балетоведа Сарыновой Л.П. В статье кратко говорится о первых этапах становления ее как ученого, приводятся воспоминания Лидии Петровны о жизненных ситуациях, которые подвигли ее заняться изучением казахской национальной хореографией. С позиции сегодняшнего дня дается оценка исследовательской деятельности ученого. Ее научная монография «Балетное искусство Казахстана» на многие годы стала настольной книгой для многих молодых исследователей. Ключевые слова: театр, танец, национальный балет, балетоведение, исследование национальной хореографии. Түйін: Мақалада автор үлкен ғалым, балеттанушы Сарынова Л. П. өмірінен түйінді уақыттарды келтірген. Мақалада қысқаша түрде оның алғашқы қалыптасу кезеңдері айтылған. Лидия Петровнаның қазақ ұлттық хореография зерттеумен айналысуды ғалымның өмірлік жағдаяттар туралы айтылады. Бүгінгі күннің көзқарасымен ғалымның зерттеу қызметіне баға беріледі. Оның «Қазақстанның балет өнері» атты ғылыми монография көп жылдар бойы көптеген жас зерттеушілердің үстелдік кітабі болып саналды. Түйін сөздер: театр, би, ұлттық балет, балеттануы, ұлттық хореография зерттеуі. Summary: In the article the author gives the main key points of the life of a great scientist, a ballet theoretician Surinovoy L. P. The article briefly refers to the first stages of itsformation as a scientist. Include memories of Lydia Petrovna-life situations that inspired her to study Kazakh national choreography. From today's perspective, assesses the research activities of the scientist. Her monograph "a Ballet art of Kazakhstan" for many years became a Handbook for many young researchers. Keywords: theatre, dance, national ballet, ballet studies, the study of national choreography. Ученый, о которой хотелось бы вспомнить, заслуживает самые добрые слова. В моем становлении как ученого она приняла самое активное участие. Судьба подарила мне несколько лет общения с ней, и это было самое плодотворное время поиска и решения многих исследовательских вопросов. Имя этой выдающейся женщины Лидия Петровна Сарынова. Она крупнейший ученый в области изучения казахской хореографии. Ей принадлежит первая книга о казахском балете «Балетное искусство Казахстана», которое явилось результатом многолетнего исследования истории и развития национальной хореографии, а также, истории становления профессионального балетного искусства в Казахстане. Лидия Петровна Сарынова родилась в 1927 году в Украине и, будучи ребенком, вместе с родителями попала в Казахстан. О тех далеких и тяжелых довоенных годах Лидия Петровна говорила с неохотой. Голод и нужда, которые испытала их семья после ареста отца, тяжелый труд матери, пытавшейся прокормить двух маленьких дочерей, оставались в ее памяти тяжелым воспоминанием. Но именно в то время она, ребенком, познакомилась с настоящей человеческой отзывчивостью нашего народа, что в дальнейшем отразилось на характере ее исследования. Лидия Петровна с глубокой благодарностью вспоминала те встречи с казахскими семьями, благодаря которым сохранилась их жизнь. Казахстан стал новой родиной, подарившей ей все необходимое для жизни и становления ее как ученого. Годы учебы в Алматинском хореографическом училище она вспоминала как подарок судьбы, так как, творческое общение с легендарным танцовщиком и гениальным педагогом АлександромВладимировичем Селезневым или дядей Сашей, как называли его все ученики, стали «ее университетами» и той платформой, которая определила вектор направления всей ее дальнейшей жизни. В 1945 году состоялся второй выпускучащихся Алматинского хореографического училища, в числе которых была юная Лидия. Она блестяще исполнила партию Мирты из балета А.Адана «Жизель», поступила в балетную труппу ГАТОБ им. Абая и солировала во многих партиях того репертуара.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КАЗАХСКОГО БАЛЕТА К 90-ЛЕТИЮ УЧЕНОГО ЛИДИИ ПЕТРОВНЫ САРЫНОВОЙ Резюме: В статье автор приводит основные ключевые моменты жизни большого ученого, балетоведа Сарыновой Л.П. В статье кратко говорится о первых этапах становления ее как ученого, приводятся воспоминания Лидии Петровны о жизненных ситуациях, которые подвигли ее заняться изучением казахской национальной хореографией.